Франц Шуберт - австрийский композитор, один из основоположников музыкального романтизма, создатель нескольких новых жанров классической музыки. Родился 31 января 1797 года в местечке Лихтенталь, предместье Вены. Несмотря на то, что родители мальчика были не придворного сословия (отец – школьный учитель, мать – дочь слесаря), в семье очень любили музыку. Отец Франца прекрасно играл на виолончели, братья – на скрипке и фортепиано. В 7-летнем возрасте мальчик учится петь и играть на органе у капельмейстера Лихтентальской церкви. В 1808 году Шуберт поступает в Конвикт (Школу придворных певчих) и поет в хоре Венской придворной капеллы. Музыкальным образованием Франца руководили органист М. Ружичка и композитор А. Сальери. Большое влияние на будущее творчество Шуберта оказало изучение произведений Моцарта, Гайдна и Глюка. В 1813 году, в связи с начавшейся подростковой мутацией голоса, мальчик был уволен из хора. По другим данным, Франц сам решил уйти из школы. Ему хотелось, свободы, творчества, а не сидения за скучными учебниками. Некоторое время Шуберт посещал учительскую семинарию св. Анны, в течении трех лет служил помощником отца, сельского учителя в родном Лихтентале. Несмотря на большую занятость в школе, юноша не оставлял музыкальное творчество. В 1818 году композитор переселяется в Вену, где в очень непростых материальных условиях продолжает сочинение музыки. Лето 1818 и 1824 года Франц провел в Целесе (ныне Желиз в Южной Словакии) в имении княгини Эстергази, подрабатывая домашним учителем музыки. Творчество и трагедия Франца Шуберта Материальные и личные проблемы преследовали композитора весь его короткий, но полный гениальных произведений жизненный путь. Еще в юности мизерной зарплаты помощника учителя не хватало ни на что. Шуберт сумел совместить обучение детей начальной грамоте и сочинение музыки. Именно в эти три года композитором было написано более 150 произведений, среди которых 4 оперы, 2 симфонии, мессы, сонаты, квартеты и около 140 песен. Отсутствие достатка и неустроенность трагически повлияли и на личную жизнь. Молодой композитор встретил девушку по имени Тереза, певшую в церковном хоре. Привыкший к ударам и черствости судьбы, Франц надеялся обрести счастье в любви и браке. Чувства были взаимны, но мать девушки была непреклонна: Шуберт – беден. Тереза вышла замуж за кондитера, а Франц получил еще один трагический удар. И продолжал творить. Произведения Шуберта становились еще более разнообразны: трио, квартеты, мессы, симфонии, оперы, песни… Но их не исполняли и не печатали. При жизни композитора публично не было исполнено ни одной симфонии, не поставлено ни одной оперы. Практически все сочинения оставались в рукописях. Композитор не умел просить и унижаться, робел перед влиятельными чиновниками и дворянами. Он отказался пойти в услужение ко двору князя Эстергази, ограничился несколькими уроками музыки для его детей. Временами у Шуберта даже не было фортепиано. Он сочинял музыку и без инструмента. Единственным «ручейком», через который творчество Шуберта пробилось к простым австрийцам через бездушность аристократии, были концерты Иоганна Михаэля Фогля. Знаменитый певец того времени высоко ценил творчество друга и исполнял песни Франца под аккомпанемент автора. В 1828 году, с помощью друзей Шуберта, состоялся его первый и единственный концерт, состоящий из собственных сочинений. Бесконечные неудачи окончательно подорвали здоровье композитора. Он заболел тифом и скоропостижно скончался, 19 ноября 1828 года, в возрасте 31 года. Похоронили Франца Шуберта неподалеку от могилы другого великого композитора с трагичной судьбой – Людвига ван Бетховена. Влияние Шуберта на развитие музыкального искусства. Шуберт вошел в историю музыки как создатель целого ряда жанров классической музыки, вышедших далеко за рамки эпохи романтизма. Жанры романтической симфонии, фортепианный миниатюры, лирико-романтической песни (романс), программно-сюжетного вокального цикла получили широчайшее распространение после смерти композитора. Творчество Шуберта оказало большое влияние на всю классическую музыку XIX века. Созданием новых жанров, а также обновлением содержания традиционных музыкальных форм Франц Шуберт вписал золотые страницы в мировую музыку. Наибольшее значение в его творчестве имели песни, в которых проявлялись многие новаторские тенденции. В песнях Шуберта глубже раскрыт внутренний мир человека, заметнее связь с народно-бытовой музыкой. В произведениях композитора раскрылась самая существенная особенность его дарования – беспримерное богатство и удивительное разнообразие, красота, обаяние мелодий. Сочинения Франца Шуберта (около 1000 произведений, среди них): 18 музыкально-сценических произведений, среди которых оперы «Альфонсо и Эстрелла» (1822), «Фьерабрас», «Домашняя война, или Заговорщики» (1823);Реквием, 8 месс, 9 симфоний (1813, две – 1815, две – 1816, 1818, 1822, «Неоконченная», 1825, «Гаштейнская, 1828, утеряна), 9 увертюр;камерно-инструментальные ансамбли: Октет (1824), Квинтет с двумя виолончелями (1828), фортепианный квинтет «Форель» (1819), 22 квартета (включая четыре утраченных), 2 фортепианных трио (1826, 1827), Фантазия для скрипки и фортепиано (1827) и другие;сочинения для фортепиано, в том числе 22 сонаты, фантазия «Скиталец» (1822), 8 экспромтов (1827), 6 музыкальных моментов (1823-1827), около 80 других произведений;свыше 100 хоров и вокальных ансамблей, более 600 песен, наиболее известные из которых «Лесной царь», «Маргарита за прялкой», «Форель», «Полевая розочка», «Утренняя серенада», «Баркарола», «Смерть и девушка», «К музыке», циклы «Прекрасная мельничиха» (1823), «Зимний путь» (1827), «Лебединая песня» (1828).